Проповедь на 23 неделе рядового времени

Опубликовано 02.09.2014 11:07
Просмотров: 1593

Приветствую вас, братья и сестры во Христе!

В это воскресенье мы читаем в Евангелии: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего" (Мф. 18:15). Иисус говорит обо всех грехах, он не ограничивает перечень совершаемых против нас грехов, и трудно порой понять, что движет нами - стремление к истине или уязвленная гордыня.

В любом случае, речь идет скорее о защите самого себя, чем об обличении другого человека. Когда грех совершен против нас, первая задача - не обличить другого человека, а простить его.

Почему Иисус говорит нам обличать брата наедине? В первую очередь, это указание следует понимать с точки зрения необходимости сохранить доброе имя брата, его достоинство.

Нет ничего хуже, чем обличать мужа в присутствии его жены или жену в присутствии мужа, отца перед детьми, учителя перед учениками, или начальника в присутствии подчиненных, иными словами, обличать человека перед людьми, перед которыми он хочет сохранить свое достоинство.

Такая ситуация превратится в публичный суд. Человеку очень трудно будет принять обличение, когда его достоинство поставлено под угрозу.

Иисус говорит, что наставлять человека следует наедине, чтобы он мог сохранить свое достоинство и свободно выразить свою точку зрения на сложившуюся ситуацию.

Часто может оказаться, что грех совершен человеком ненамеренно. И только откровенная беседа позволяет устранить все недоразумения.

Но это невозможно в тех случаях, когда человек уже обличен публично, и об этой ситуации стало известно многим людям.

Даже когда по какой-либо причине обличить брата наедине невозможно, есть вещи, которые нельзя допустить ни в коем случае: нельзя без уважительной причины разглашать вину брата, злословя его, или, тем более, клеветать, выдавая ложь за истину или преувеличивая его вину.

Не говорите плохо о других, учит нас Писание. Сплетни - это не что-то безобидное, это отвратительно и неприемлемо.

Одна женщина пришла на исповедь к святому Филиппу Нери и призналась в том, что злословила других. Святой принял ее исповедь, но назначил странную епитимью.

Он велел ей пойти домой, взять курицу и вернуться обратно, по дороге выщипывая перья у птицы.

Когда она вернулась к нему, он сказал: "Возвращайся домой, и по дороге собери все выщипанные тобой перья".

Женщина сказала, что это наверняка невозможно сделать, так как перья уже унес ветер.

Но у святого Филиппа уже был готов ответ: "Вот видите, также, как нельзя собрать перья, которые унес ветер, нельзя забрать обратно клевету и сплетни, как только они вышли из ваших уст".

Возвращаясь к теме обличения, мы должны отметить, что его положительный результат не всегда зависит от нас. Несмотря на наши намерения, человек может не принять обличение должным образом.

Зато когда мы обличаем сами себя, положительный результат зависит только от нас! Разумеется, мы можем сами быть одновременно тем человеком, который согрешил, и тем, кто обличает его во грехе.

Подводя итог, можно сказать, что мы не только обязаны обличить другого, но и должны позволят обличать нас самих.

Таким образом познается, достаточно ли человек зрел, чтобы обличать других. Тот, кто хочет обличать других, должен быть сам готов к обличению.

Если вы видите, как некто смиренно принимает замечания и говорит в ответ: "Ты прав! Спасибо, что сказал мне об этом!", склоните перед ним голову, потому что перед вами настоящий человек.

Учение Христа об обличении брата следует рассматривать всегда в сумме с другими его словами: "Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7:4-5).

Иисус также учит нас, что обличение может быть очень полезным в воспитании детей. Обличение является одной из основных родительских обязанностей. "Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр. 12:7).

Полный отказ от любого обличения - худшее, что вы можете сделать со своими детьми, но, к сожалению, это очень распространено в наше время.

Вы лишь должны заботиться о том, чтобы обличение греха не превратилось в постоянные обвинения и критику в адрес ребенка.

Обличение должно быть направлено на исправление допущенной ошибки, не надо обобщать его и переносить на все поведение ребенка и его личность в целом.

Вместо этого, обличая ребенка, отмечайте его хорошие стороны и говорите о том, что ждете от него большего, таким образом, обличение может превратиться в поощрение.

Такой метод использовал святой Иоанн Боско в общении с детьми.

Нелегко в каждом конкретном случае понять, стоит обличить человека или нет, высказаться или промолчать. Поэтому так важно помнить золотое правило, о котором пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви... Любовь не делает ближнему зла" (Рим. 13:8,10).

Святой Августин сформулировал это еще короче: "Люби и делай, что пожелаешь".

Вы должны прежде всего убедиться, что готовы принять сердцем любого человека. Если вы готовы к этому, что бы вы не сделали, обличили или промолчали, вы сделаете это правильно, потому что "любовь не делает ближнему зла".

Father Raniero Cantalamessa, OFM Cap