27 октября - Мигель Сервет, теолог, мученик

Опубликовано 27.10.2014 18:17
Просмотров: 1524

Среди религиозных мыслителей, представлявших радикальное крыло Реформации и на основании объективного изучения Библии пришедших к отрицанию догмата о Троице, особо выделяется фигура испанца Мигеля Сервета, хотя среди его современников были и другие известные христиане, заявившие о себе как об антитринитариях. В первую очередь это – Матео Грибальди (ум. в 1546 г.), Валентино Джентиле (ум. в 1566 г.) и Джорджо Бьяндрата (1516 – 1588).

Мигель Сервет родился в 1509 г. (согласно другой версии – в 1510 г.) в деревне Вильянуэва де Сигена, что в провинции Уэска, входившей в епископство Лериды. Рональд Герберт Бейнтон в обстоятельном историко-биографическом исследовании, посвещённом Сервету (Bainton R.H. Servet, el hereje perseguido (1511-1533). Madrid: Taurus, 1973), отмечает, что «притягательность Сервета заключается в том, что в его личности соединились идеалы эпохи Возрождения и чаяния левого крыла Реформации». Он одновременно был и выпускником Неоплатонической Академии во Флоренции, и сторонником анабаптистов». Не беремся судить о том, насколько обосновано это утверждение, но не вызывает никаких сомнений сам факт, что Сервет был необычайно глубокой и разносторонней личностью, облабающей феноменальной эрудицией в самых различных областях знаний – медицине, географии, типографском деле, богословии, библейской экзегетике.

В формировании интеллектуального облика Сервета решающую роль сыграло его общение с Хуаном де Кинтана – францисканским монахом, последователем великого гуманиста Эразма Роттердамского и советником Карла V, императора Священной Римской Империи. Благодаря своим контактам с Хуаном де Кинтана Сервет получил доступ ко многим трактатам, написанным гуманистами. Также Кинтана предоставил ему возможность изучать юриспруденцию в течение двух лет (1525-1526) в Тулузском университете. Там, по-видимому, произошёл его первый конфликт с инквизицией из-за разногласий по поводу учения о Троице.

В 1531 г. Сервет опубликовал «Семь книг об ошибочности учения о Троице» (De Trinitatis erroribus libri septem), а в 1532 г. – «Диалоги о Троице в двух книгах» (Dialogorum de Trinitate libri duo). В этих сочинениях, отказываясь от привычной схоластической терминологии, он представил троичный догмат в историко-сотериологической перспективе и с явным модалистским уклоном. По убеждению самого Сервета, зачатки этого метода можно найти у большинства доникейских отцов и учителей Церкви. Сервет считал, что он нашёл ключ к истолкованию центрального ядра христианского учения – проблемы божественного происхождения человека Иисуса Христа («Суть христианской религии заключается в том, чтобы верить в то, что Тот Самый Иисус есть Христос и Сын Божий, Спаситель» - religio Christianorum est credere hunc Jesum est Christum et Dei filium salvatorem). Подобное мировоззрение вовсе не способствовало отрицанию Божественного в человеке Иисусе. Наоборот – именно в человеке Иисусе пребывала полнота сущности и силы Божией (ego totam Dei naturam in eo [sc. Christo] dico, in eo est tota patris Deitas […], est sibi data tota Dei potestas […], ipsum esse Deum mundi Dominum). Согласно Сервету, учение о Троице в том виде, в котором его преподавала Католическая Церковь, была скорее продуктом человеческого воображения. В конечном счёте, оно было порождением греческой философии, которая уничтожала истину о Единстве Бога. Это учение, так или иначе, несёт ответственность за то, что иудеи и магометане закоснели в неверии и не приняли истину христианства (Trinitatis tradition Mahometanis derisionis occasio; Judaei etiam nostrae huic imagination adhaerere abhorrent). С другой стороны, Сервет утверждает, что учение о Троице обернулось «тритеизмом», иначе говоря – безбожным почитанием трёх идолов. Он считал, что учение о двух природах есть покушение на божественность Христа. Он всячески настаивал на необходимости отвергнуть метафизические спекуляции, чтобы в конечном итоге обрести способность понять и познать то, что на самом деле хочет нам сказать история спасения, открытая нам в Священном Писании, в особенности – когда это касается личности Иисуса Христа.

Однако нужно иметь в виду, что на представлеия Сервета о личности Христа существенное влияние оказала его собственная концепция человека, а также его представления о взаимоотношении человека и Бога. До своего воплощения Христос был Словом Божиим, после соединения с человеком Иисусом он стал называться Сыном. Сын, согласно Сервету, не был извечным, но Слово, напротив, всегда было таковым. Интересно, что примерно таким же образом Тертуллиан рассуждал о единой Троице в контексте разделения функций (dispensationes) в пределах самой Троицы; эти функции являлись не чем иным, как фазами и проявлениями (модусами) Божественной активности. Например, Святой Дух есть попросту Дух Божий, который действует в наших сердцах. Бейнтон подчеркивал, что в первую очередь Сервета волновал вопрос о взаимоотношении человека с Вечностью. Посредничество Христа было ответом на этот вопрос, «потому что Христос показал, что человек может возвыситься до уровня Бога и разделить с Ним вечную жизнь». Противники Сервета никак не могли признать, что однажды человечество возвысится до такого состояния, что утратит нужду в заступнике и посреднике; поскольку в отношении человеческой природы они были настроены абсолютно пессимистически. Следуя этой логике, они пришли к выводу, что «если Божий замысел о спасении не был укоренён в Самой структуре Его бытия, то сама идея вечного спасения человека могла бы пострадать».

После публикации двух упомянутых нами книг Сервет надолго отправляется в путешествие, скитаясь по городам Европы и взяв себе французский псевдоним Мишель де Вильнёв (Michel de Villeneuve). Он занимался врачебной практикой, одновременно работая в типографии и предаваясь изысканиям в области географии. В 1540 году он приехал во Вьенн, где прожил два года, работая в типографии «Трексель» и опираясь на поддержку архиепископа Пьера Пальмье. В это время он написал одну из своих самых главных работ – «Восстановление христианства» (Christianismi restitutio), опубликованную в 1553 году. Вопрос восстановления изначального учения раннего христианства и древней Церкви был особенно важен как для гуманистов, так и для спиритуалистов и анабаптистов. Сервет излагает в этом труде свои прежние доводы, сопровождая их новыми умозаключениями, имеющими явно пантеистическую смысловую нагрузку. Бог есть квинтэссенция всех вещей; в дереве Он – дерево, в камне Он – камень, потому что в Нём заключено бытие, форма и истинный «эйдос» дерева или камня. Опираясь на неоплатоническую терминологию, связанную с Логосом, Сервет пытался понять место Христа в подлинной христианской модели мира. Логос есть идея всех вещей, Он – принцип мироздания, который придаёт форму всему, Он – архетип всего (ille [sc. Logos] ipse Dei sermo est […] rerum omnium idea). В то же время Он есть Свет, в котором и посредством которого «светят» (точнее – отражают истинный свет) «образы» или «изображения» (imagenes seu representationes) всех вещей. В акте творения Святой Дух выполняет единую функцию наравне с Логосом. Сервет отвергает как ересь представление о предсуществовании Второго Лица Божества, а также учение о двух природах воплощенного Сына Божиего.

В соответствии со своей пантеистической позицией Сервет приписывал человеку некое прирождённое божественное качество, которое, даже будучи заглушено и затуманено грехом и невежеством, не оставляет человека никогда и позволяет ему действовать в согласии с Богом. Также следует подчеркнуть, что Сервет делал особый смысловой акцент на падении Адама и на необходимости искупления, достигаемого через Христа. Центральное место в серветианской христологии занимает представление о небесном возрождении, иначе говоря – о духовном рождении нового человека, в котором Создатель сущностно соединяется со Своим творением, преобразуя тело и дух человека.

В трактате Christianismi restitutio важное место занимает проблема анабаптизма (уже само название работы подчёркивает этот аспект учения о Крещении). Однако следует сказать, что учение Сервета не сводится непременно к анабаптизму. Его взгляды сочетали элементы радикально реформированного католицизма с пафосом анабаптизма и гуманистическими идеалами эпохи Возрождения. «Вместе с Католической Церковью Сервет считал, что человек способен исполнить естественный закон, даже без помощи благодати, как Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя, даже без участия благодати были признаны «праведниками», несмотря на то, что они не познали Христа». «Сервет соглашается с ренессансной концепцией человека, согласно которой сам человек, будучи помещён в середину единой цепочки бытия, посредством собственной силы может как падать вниз, так и подниматься ввысь, вплоть до достижения единства с Богом». «Специфически анабаптистский элемент прослеживается в идее нового рождения искупленного человека через Таинство Крещения». Вследствие этого частичного согласия (а в ещё большей степени – несогласия) с католиками, реформатами и анабаптистами, Сервет был отвергаем и гоним всеми тремя группами, в первую очередь – первыми двумя, поскольку в их руках была власть и политические полномочия.

Сервет, будучи преследуем французской инквизицией, бежал в Женеву, где уже тамошняя «инквизиция» – кальвинистская – приговорила его к сожжению на костре. Приговор был приведён в исполнение 27 октября 1553 года. Впоследствии разразилась ожесточённая полемика, направленная прежде всего против Кальвина, который обвинялся в попрании религиозной свободы.

(с) Статья представляет расширенный перевод текста, опубликованного по адресу: http://escriturayverdad.cl/wp-content/uploads/Historia/UnaCorrienteantitrinitariaServet.pdf

Перевод текста осуществлен специально для портала: old-christian.ru