День выхода Ноя из Ковчега и получение им Божественных Заповедей - 27 мархешвана

Опубликовано 18.11.2014 11:46
Просмотров: 1302

Завтра с заходом солнца (20 ноября) наступает 27 мархешвана, день, когда Ной вышел из ковчега и Всевышний заключил завет с ним. Это одно из немногих библейских событий, для которого Писание устанавливает точную дату.

"И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.  устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся." (Бытие 8:14-22).

Бог вывел Ноя из ковчега и заключил Завет со своим творением, вечный Завет, предшествовавший Завету Синая (Закону Моисея) и Завету Сиона (Новому Завету Иисуса Христа).

"И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле." (Бытие 9:1-17)

Завет - это договор между Богом и человечеством. Всевышний, избавляя Землю от потопа, дает людям Заповеди. Тора не приводит их фиксированный список, из вышеприведенного фрагмента мы можем вывести запрет убийства, запрет на вкушение крови и повеление плодиться и размножаться, каковое было дано еще Адаму и Еве. Более поздняя еврейская литература стремиться расширить этот список. Самая ранняя такая попытка зафиксирована в ветхозаветном апокрифе, известном как "Книга Юбилеев":

"чтобы они делали справедливость, и покрывали срамоту своего тела, и прославляли Того, Кто сотворил их, и почитали отца и матерь, чтобы любили друг друга и ограждали свои души от всякого любодеяния и нечистоты и от всякой несправедливости».
(Юбилеи 7:20).

В талмудической литературе законы потомков Ноя были  кодифицированы в следующем виде:

1. Запрет идолопоклонства
2. Запрет богохульства — ограничение речи человека
3. Запрет убийства — уважение к жизни человека
4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье
5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего
6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам
7. Обязанность создать справедливую судебную систему
(Талмуд, Санхедрин 56а; Тосефта, Авода Зара 8:4; ср. Маймонид, «Мишне Тора», разд. Законы царей 9:1).

Добровольное и сознательное соблюдение этих заповедей в талмудической традиции считалось наилучшим возможным поведением для нееврея и даже условием получения доли в Грядущем мире (Маймонид, «Мишне Тора», разд. Законы царей 8:11).

В течение многих веков в еврейской традиции эти законы, за исключением отдельных прецедентов, оставались невостребованными, и лишь во второй половине 20 веке стали возникать общины ноахидов, т.е. неевреев, чье религиозное мировоззрение и практики зиждятся на соблюдении 7 законов Бней Ноах в интерпретации современного раввинистического иудаизма.

Мы, как христиане, не придаем писаниям Талмуда и традициям раввинов сакрального статуса. Тем не менее, Завет с Ноем является неотъемлемой частью нашей священной истории и, более того, имеет большое практическое значение в истории христианства.

Вопрос о степени соблюдения Торы уверовавшими в Мессию язычниками имел большое значение в апостольские времена. Он вызывал серьезные разногласия, которые потребовали созыва в Иерусалиме Апостольского собора. На соборе Иаков, брат Господень, первый епископ христианской Церкви, провозгласил решение, согласно которому новообращенные из язычников обязаны были следовать Законам, который Всевышний даровал всему человечеству через Ноя:

"Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе."
(Деяния 15:19-20).

Стоит отметить, что соблюдение Законов Ноя понималось ранними христианами как обязательный минимум, но никак не максимум соблюдения Торы верующими в Мессию. Апостол Иаков говорит о том, что "[закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу". Таким образом, новообращенные должны были каждую Субботу посещать синагогу, изучать Закон, возрастать в Духе и Истине, углубляясь по мере этого возрастания в соблюдении Божьих Заповедей.

Как ни парадоксально, эта раннехристианская галаха практически совпадает с тем, что писал средневековый еврейский законоучитель Маймонид о соблюдении Торы неевреями. С его точки зрения, принявший на себя соблюдение 7 Заповедей Ноя нееврей может, изучая Писание, добровольно брать на себя исполнение практически любых еврейских законов.

Таким образом, именно христианство, в его неискаженной, апостольской форме и есть подлинная религия потомков Ноя, о чем и писали наиболее прозорливые из еврейских мудрецов.

Рабби Яаков Эмден (1697-1776):

«Авторы Евангелий никогда не утверждали то, что Иисус из Назарета пришел уничтожить иудаизм, но только то, что он пришел установить новую религию для язычников. Религию, которая на самом деле является не новой, а древней, религию забытых 7 заповедей Ноаха. Апостолы Иисуса из Назарета установили их заново... Поэтому я обычно говорю… что Иисус из Назарета принес двойное добро в мир. С одной стороны, он величественно укрепил Тору Моисея, как упоминалось ранее, и ни один из наших мудрецов высказался более категорично относительно неизменности Торы. А с другой стороны, он сделал много хорошего для язычников… путем истребления идолопоклонства. Он обязал их соблюдать семь заповедей…, а также даровал им нормы этики, и в этом отношении он был гораздо более строгим, чем в отношении Торы Моисея, как известно»
(Rabbi Yaakov Emden, Seder Olam Rabbah ve-Zuta, Appendix. Translation, H. Falk, Journal of Ecumenical Studies, 19:1 [Winter 1982], 105-111).

Христианские ученые, стремившиеся к восстановлению истинного апостольского учения, также приходили к выводу о неприходящем значении Законов Ноаха.

Исаак Ньютон:

"Закон о воздержании от крови древнее заповедей Моисея, он был дан Ною и его сыновьям, задолго до дней Авраама, и потому апостолы и старейшены Иерусалимского собора заявили, что язычники не должны быть обрезаны и соблюдать весь Закон Моисея, для них предназначен закон о воздержании от крови и удавленины, как более ранний Закон Божий, возложенный не только на сыновей Авраама, но и на все народы, находившиеся под властью Ноя, также к ним относился закон воздержания от идоложертвенного, поклонения ложным богам и от блуда"
(Sir Isaac Newton, Dublin, 1728, p. 184)

В этот памятный день, день выхода Ноя из Ковчега и получения им Божественных Заповедей, поблагодарим Всевышнего за то, что Он сотворил нас по образу и подобию своему, спас от потопа и даровал нам Закон через пророков и Благую Весть через Йешуа hа-Машиаха!


Библейские чтения в День выхода Ноя из Ковчега и получения им Божественных Заповедей:

Бытие 8:14-22, Бытие 9:1-17, Бытие 12:1-3, Захария 2:14-17, Псалмы 15, 67, 117, 126, 1 Царств 8:38-43, Деяния 15.