4 декабря - св. Климент Александрийский, исповедник

Опубликовано 05.12.2014 08:27
Просмотров: 1242

4 декабря (в церквах Англиканского сообщества – 5 декабря) Экуменичекая Вселенская Церковь Христа вспоминает Климента Александрийского, одного из основателей Александрийской богословской школы, который определил пути развития богословской мысли на грекоязычном Востоке на многие поколения вперёд. Климент известен в первую очередь как «философствующий проповедник», который, не подменяя философией Откровение, предложил весьма важную методологию, позволяющую применить философский механизм в деле объяснения Богооткровенной истины. В этом отношении Климент наследовал традицию, восходящую ещё к Филону Александрийскому, сочетавшему тонкое знание современных ему философских течений с глубоким постижением Торы и Ветхого Завета. Считая философию таким же «путеводителем ко Христу» для греков, как и Моисеев закон для иудеев, Климент видел в философии важный методологический инструмент, развивающий интеллект и душу и подготавливающий ищущего истину человека к познанию Божественного Логоса, посредствующего между безначальным Богом и ограниченным миром. Указывая на то, что многие греческие философы пришли к необходимости признания Божества как трансцеднентного и беспредельного Первоначала, стоящего за миром, александрийский проповедник развил тем самым концепцию «верующего разума», при этом, естественно, Климент осознавал непреложность примата Откровения. Философия без откровения способна только привести сознание человека к самому факту существования Бога как Абсолюта, но только Откровение способно представить человеку Бога как Личность, которая преисполнена любовью к своему творению; только Откровение может ввести человека в состояние диалога с Богом. В сознании Климента философия весьма гармонично сосуществовала с верой, и в этом отношении ему удалось найти некую «золотую середину», которые в дальнейшем утратили те, кто стоял у истоков догматических систем первых двух Вселенских соборов.

Для христиан-монотеистов Климент является одним из важнейших авторитетов среди отцов доникейской эпохи. Во-первых, его можно назвать одним из первых провозвестников универсализма, то есть идеи всеобщего спасения. Предположив, что адские муки могут быть конечны, Климент сформулировал, таким образом, отдельные положения учения об апокатастасисе, что впоследствии было развито его учеником Оригеном. Во-вторых, Климент, как и подавляющее большинство доникейских Отцов, не был тринитарием в никейском и уж тем более в каппадокийском смысле этого слова. Учение о Троице, являющееся, с одной стороны, пережитком грубых языческих суеверий, а с другой стороны – квинтэссенцией утончённых философских рассуждений о разнообразных «Триадах», просто было не нужно Клименту для правильного постижения смысла Божественного откровения. Поэтому пресвитер Арий Александрийский, утверждая о том, что Сын как Логос не является Богом в том смысле, в каком является Отец, сотворивший всё сущее (и являющийся источником бытия и Сына тоже), не был творцом изобретённой им «ереси», но опирался на солидную богословскую базу предшествующих поколений и, как можно предполагать, сочинения Климента занимали в системе Ария особое место. Дабы не быть голословными, остановимся на некоторых «субординационистских» пассажах Клемента поподробнее. 

Концепция Бога у Климента является абсолютно апофатической; в проявленном мире нет ничего, что было бы сопоставимо с Богом. Но апофатическая концепция у Климента существует не сама по себе, а для того, чтобы показать положение и функцию животворящего Слова-Логоса, который исходит от Отца, являясь при этом непреложным источником всякого знания о Боге, как Климент пишет в своих «Строматах» (Strom. V. 78-82) и из чего логическим образом выходит, что Логос выполняет посредническую функцию, свидетельствуя о безграничном Отце и, таким образом, онтологически не равен и не совечен Отцу. Поскольку Бог не может быть описан понятным для человека языком, то Слово, происходящее от него, может быть описано самым возвышенным языком, не изменяющим, однако, Его вторичный статус. Климент говорит о Сыне как об источнике остального бытия, благодаря которому «мы можем  знать вечное начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, который невыразим словом, но которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением» (Strom. VII.2.3). Непостижимый Бог постижим настолько, насколько можно уяснить соотношение Бесконечного Несотворённого Бога с конечной и тварной Вселенной, причём Сын как бы доносит знание об Отце миру. Бог – это «безначальное начало всего сущего, совершенная творящая сила начала» (ἄναρχος ἀρχὴ τῶν ὅλων παντελὴς ἀρχῆς ποιητικός – Strom. IV.2). Бог есть источник бытия «безначального начала», каким является Его Слово, Его Сын, или его Перворождённая Премудрость (σοφία πρωτόκτιστος – Strom. 5.89). Каким бы высочайшим атрибутом ни наделил бы Климент слово (причём каждый атрибут выглядит как призывание Божества), тем не менее, Сам Бог во всех отношениях оказывается выше. Любопытно, что соотношение Изначального Отца и происходящего от Него слова выстроено в лексических категориях, обозначающих «творение», «созидание» (так, например, глагол ποιεῖν характеризует Бога как Творца Вселенной, а глагол κτίζειν – как Зодчего, Созидателя). Эта лексика была впоследствии отвергнута Первым Вселенским собором, провозгласившим рождённость Сына в противопоставление его «сотворённости», причём последнее было строго осуждено. Однако, как показывают некоторые исследование, само противопоставление глаголов «рождать» и «творить» в семантическом отношении выглядит довольно искусственно и натянуто, и что в доникейскую эпоху эти глаголы рассматривались фактически как синонимы (см. статью «Иисус – сотворён или рождён», доступную по ссылке: http://unitarian.ucoz.ru/publ/iisus_sotvoren_ili_rozhden/1-1-0-60). Впоследствии эти богословские положения будут развиты Оригеном, а на язык, понятный для простого народа IV столетия, эти истины переведёт Арий Александрийский в своей «Талии», но то, что охотно принималось христианами III в., современниками Климента Александрийского, уже вызывало отторжение спустя немногим менее века, когда языческое пленение Церкви становилось всё более и более явственным, и только немногие избранные, устоявшие в истине Богосыновства, пытались хранить веру подспудно.

С текстом «Стромат» можно ознакомиться в виртуальной библиотеке Руслана Хазарзара: http://khazarzar.skeptik.net/books/clem_al/stromata/