25 мая - день памяти св. Павла Самосатского, епископа Антиохийского

Опубликовано 26.05.2015 19:21
Просмотров: 1160

Павел Самосатский - епископ Антиохийский в 260—268 г.

У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, епископ Антиохийский, также станет в церковном Предании одним из наиболее "классических образов еретиков". 

Утверждая принцип единобожия, Павел Самосатский заявлял, что Бог — "единое лицо". Тем не менее, в Нем различаются, согласно Писанию, Логос и Премудрость. Однако, они не нарушают Его единства. Это потому, что они сами — "неипостасны", то есть не имеют самостоятельного бытия и не представляют собой самостоятельных реальностей.

Наш перевод последнего термина как "неипостасны" содержит невольную модернизацию; это слишком строгий перевод для III в. В то время термин еще не был так четко определен, и поэтому лучше было бы перевести его так: они существуют не как имеющие самостоятельное бытие, а как свойства. На языке той эпохи это значило: не существуют как самостоятельная реальность.

Но как тогда быть с Боговоплощением?

Ответ на этот вопрос Павел Самосатский излагает так:

Логос, будучи неотъемлемым свойством Бога, действовал во всех пророках, а в Иисусе Он действовал некоторым особенным образом. И отличие получается здесь не качественное, а количественное — во всех был тот же самый Логос, но просто по-разному. Кто же такой Христос в этой перспективе? Он состоит как бы из двух:

Снизу (человек),

Сверху, свыше (Логос).

Как же это сочетание стало чем-то единым, в чем основа его единства? 

У человека Иисуса и у Логоса (т.е. просто у Бога, т. к. самостоятельного бытия Логоса Павел Самосатский не признавал) — единая воля с Богом. Поэтому создается единство, которое явил на земле Христос, и объединение человека с Богом. Это значит, что Логос в Иисусе обитает как в своем храме, но при этом не делает Иисуса своей личностью — единства личности Христа нет. Личность Иисуса — это личность человека.

Св. Дух, пребывая в Сыне, сделал то, что человек Иисус достиг полного совершенства, т. е. совсем не грешил. И все места в Св. Писании о Его праведности и безгрешности связаны именно с тем, что это вселение Логоса (в том смысле, в котором говорит Павел Самосатский) сопровождалось также и наитием Духа. Но нельзя эту систему понимать слишком примитивно, что Иисус — человек и не более того. Сам Павел Самосатский делает из своего учения делает следующие выводы:

— Логос так высоко по достоинству вознес Иисуса, что поставил Его наравне с Богом. Поэтому можно даже сказать, что Бог рожден от Девы, и вообще можно, в определенном смысле, говорить обо всем, что означает какое-то предсуществование Христа до Рождества от Девы. Христос предсуществовал Своему рождению только в предведении Божием, о чем Бог возвещал через пророков. Таким образом, предсуществование Христа нужно понимать небуквально.

Ученик Павла Самосатского, священномученик Лукиан Антиохийский, был впоследствии учителем Ария. Павел Самосатский осуждён как «еретик» на Антиохийском соборе (268).