26 августа - Св. Ульфила, епископ, апостол / Св. Авксентий Медиоланский, епископ / Св. Максимин Готский, епископ

Опубликовано 31.08.2015 19:09
Просмотров: 1388

26 августа Церковь отмечает память подвижника, чьё имя связано с господством «арианской ереси» в Римской Империи (а если быть точным – с недолгим триумфом религиозной полифонии и терпимости, когда апостольское вероучение, выдержанное в строгих рамках Писания, соседствовало с набиравшей силу никейской ортодоксией, сторонники которой в конечном итоге предпочтут действовать силовыми методами, чтобы утвердить свои позиции и заставить молчать оппонентов). При этом день его памяти отмечен в ряде месяцесловов Лютеранской Церкви, поскольку его вклад в духовную историю германских народов трудно переоценить. Речь идёт об Ульфиле – первом в истории Европы переводчике Библии на «варварский» язык, который во многом предвосхитил путь Кирилла и Мефодия и изобрёл азбуку, благодаря которой готский язык, имевший ранее лишь руническую письменность, малопригодную для фиксации пространных текстов, обрел собственную письменную традицию, что стало настоящим культурным переворотом в жизни как самих готов, так и народов, находившихся под их влиянием и населявших приграничные территории Римской империи.

 

Ульфила, само имя которого в переводе с готского означает «волчонок» - человек уникальной судьбы. Родившийся в Каппадокии (по одним источникам – в семье готских переселенцев, по другим – в смешанной готско-эллинской семье), он вырос среди придунайских готов. Открыв в себе призвание служить Богу, он решает принять сан и, таким образом, проходит все ступени церковного посвящения, от чтеца до епископа. В Константинополе он знакомится с Евсевием Никомедийским, крестившим императора Константина на смертном одре, и, таким образом, оказывается близок к императорскому двору. Именно эта близость позволила ему блестяще справиться с миссией по христианизации готов и союзных с ними народов. Он дважды возглавлял кампанию по спасению готов-христиан – сначала в связи с гонениями, которые против уверовавших во Христа готов развязали их соплеменники-язычники во главе с Атанарихом, потом – в связи со вторжением полчищ гуннов, когда тысячи готов искали прибежища на территории балкано-дунайских провинций Римской империи. В результате этих предприятий пресловутый «готский вопрос» из внешнего по отношению к Империи фактора стал внутренним, а сами готы, не только воспринявшие христианство, но и усвоившие основы римской культуры, помогли приобщиться к Евангелию другим родственным народам, в первую очередь вандалам и бургундам.

Годы жизни Ульфилы совпали с уникальным для духовной истории Римской империи периодом. Год его рождения (около 310 г.) почти совпадает по времени с принятием Миланского эдикта, положившего конец кровавым гонениям на христиан, а его уход из жизни последовал вскоре после обнародования императором Феодосием Великим эдикта «Cunctos populos», который положил конец религиозной свободе, провозгласил единственно верной лишь ту форму ортодоксии, которая была одобрена двумя первыми Вселенскими соборами и объявил вне закона тех христиан, которые, считая для себя неприемлемым внедрение чуждых Писанию философских терминов, вносивших путаницу и духовное смятение, предпочли оставаться в рамках апостольской веры, которая, хотя и была адаптирована для реалий IV в., но, тем не менее, оставалась несовместимой ни с высокоучёными философскими терминами, ни с примитивно-языческими народными культами, предметом которых были всевозможные божественные «триады» и которые также легли в основу формирования догмата о Троице. Деятельность Ульфилы знаменовала собой последнее триумфальное шествие света апостольской Истины, которая затем, многие века спустя, будет сохраняться под спудом. Поэтому представляется весьма знаменательным, что Ульфила оставил после себя множество учеников. Имена нескольких из них известны нам, и их память мы тоже совершаем сегодня. В первую очередь это – Авксентий из Доростора, который был «арианским» епископом Медиолана и предшественником Амвросия Медиоланского на епископской кафедре. Как гласят немногие чудом дошедшие до нас источники (в частности, арианские маргиналии на рукописях Деяний собора в Аквилее 381 г.), родители Авксентия сами отдали своего сына Ульфиле в ученики. Подвизаясь в вере под руководством «готского Моисея», Авксентий всю жизнь был беззаветно предан своему духовному учителю. Благодаря Авксентию до нас дошёл символ веры Ульфилы, в котором отражена мистерия Мессии, Сына Божиего, в Котором Бог явил свою силу, любовь и могущество. В связи с этим Бог Отец назван «Богом нашего Бога», что не оставляет сомнение в том, что подлинным Богом в собственном смысле, в том числе Богом Мессии, является только Отец, ибо в противном случае мистерия усыновления всего человечества через крещение Мессии в Иордане теряет свою сакральную глубину. Вот этот текст:

«Я, Вульфила, епископ и исповедник (confessor), всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему: верую во единого Бога Отца, единственного нерожденного и невидимого (solum ingenitum et invisivilem), и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог (ideo unus est omnium Deus Pater, qui et Dei nostri est Deus), и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую (virtutem inluminantem et sanctificantem), ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: «И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (quoadusque induamini virtutem ab alto)» (Лк 24. 49), и далее: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Верую, что не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем Своему Отцу» (Auxentii Ep. 24)».

Также сегодня мы празднуем память епископа Максимина, окормлявшего готские отряды в составе римских войск, расквартированных в Северной Африке. Подвизавшись в Истине, проповеданной Ульфилой и его учениками, Максимин полемизировал с Августином Гиппонским о Троице. Августин – и в этом надо отдать ему должное – сохранил аргументы Максимина в целости и неповреждённой полноте. Поэтому он, хотя и являясь одним из отцов тринитарного богословия на Западе, тем не менее, почитается некоторыми современными арианами во святых как ретранслятор Света истинного знания о Боге.

В день поминовения готских и римских святых, посвятивших свою жизнь проповеди Истины в годы торжества апостасийного искажения апостольской веры, будем молить нашего Небесного Отца, чтобы он удостоил нас следовать благодатному примеру этих великих мужей и позволил нам сопричаститься их духовным дарованиям в проповеди истинного Слова.